Шахматы - бесконечно интересная игра для человека. В каждой партии школьник получает новые условия задач (которые заставляют его анализировать, прогнозировать и моделировать ситуацию, находить следственно-причинные связи) и каждый раз её решать (искать и находить оптимальные пути решения, брать ответственность за принятое решение, быть готовым к любому результату, даже отрицательному).
Шахматы оказывают определенное влияние на развитие эстетических взглядов школьника, формируют его характер и волевые качества. Особо большую роль шахматы играют в развитии интеллекта и когнитивных способностей ребенка, таких как память, воображение, внимание.
Скептикам (родители, педагоги и чиновники в министерствах образования), которые говорят «…зачем же детям тратить свое время на изучение такой игры как шахматы?...» скажем, прежде всего шахматы - это игра, а именно игровая деятельность и есть ведущая у ребенка в детстве. Процесс игры заставляет работать сразу два полушария мозга, поэтому они развиваются гармонично и слаженно. Одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций. Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память, стимулируются мнемические процессы.
Известные ученные из разных стран мира, в частности выдающийся советский психолог Л. С. Выготский, французский психолог А. Бинэ, великие математики А. Пуанкаре и Р. Харди и др. пишут о необходимости начинать обучение детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Они едины в том, что если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.
Исследования, проводимые в 1986 г. в Германии, подтвердили, что целенаправленное и систематическое обучение шахматной игре способствует развитию у обучающихся оригинальности и скорости мышления, увеличению количества и конкретности творческих идей. Интересно, что такой эффект проявлялся уже через шесть месяцев регулярных шахматных занятий.
Эксперименты, проведенные в Венесуэле и США, также убедительно доказали пользу шахматного обучения, в частности выбрали две школы – с равными возможностями, равным уровнем образования учеников из одинаковой социальной среды. Разница была лишь в том, что в первой школе среди прочих предметов были и шахматы, а во второй учебная программа осталась прежней. Результаты оказались фантастическими. Уровень знаний по многим предметам у учеников первой школы был намного выше(благодаря предмету шахматы), чем у их сверстников из второй школы.
В большинстве современных педагогических исследований, посвященных шахматам, доказывается, что шахматы являются эффективным средством целенаправленного формирования определенных черт личности. Так В. В. Князева характеризует уникальность шахмат следующим образом: «Шахматы развивают воображение, аналитичность. Особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения (давая возможность убеждения в его следствии), творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремленность, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на внешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус и т. п.».
Игра в шахматы повышает IQ ребенка, тренирует его мозг, о чем свидетельствует множество научных исследований. Профессор университета Сиднея, доктор Питер Говергн в своей книге «Значение шахмат как механизм развития мозгов наших детей» отмечает, что шахматы имеют большое воспитательное значение, они еще стимулируют развитие мозгов. Группа психологов во главе с психологом, членом федерации шахмат Армении Рубеном Агузумцяном, исследует влияние шахмат на работу мозга детей. Агузумцян отметил, что шахматы развивают творческое мышление, способности к сравнительному анализу, способствуют формированию личности. В Бразилии по наблюдениям профессора Федерального университета Латиноамериканской интеграции Юрия Орлика преподавание шахмат помогает справиться с темпераментным поведением учащихся и наблюдается, что успеваемость школьников выросла на 18 процентов. В Индии в штате Гуджарат шахматы преподают дважды в неделю. Почитают их и в Китае: в начале урока дети 10-15 минут разминаются за шахматной доской и только потом изучают математику или литературу. Кроме того, в Поднебесной шахматы преподают в детских садах и вузах. Страна выделяет на это миллионы юаней.
Результаты педагогических и психологических исследований, а также практика широкого внедрения шахмат в школы и другие детские заведения убедительно доказывают, что шахматы оказывают положительное влияние на развитие интеллекта школьников.
Школьной обучение начинается с начальной школы, цель которого – научить ребенка учиться, то есть развить все высшие психические функции, но при этом ребенок должен еще и приобрести необходимые знания. Каждая психическая функция в виде новообразования в мозге (нервные клетки) имеет свои периоды появления, развития до уровня созревания-зрелости. И с помощью электрических импульсов передается сигнал от мозга в различные органы тела и за его пределы.
Из многих научных трудов по психологии и педагогике известно, что все высшие психические функции развивает шахматная игра. И в процессе развития они находятся только в возрасте примерно от 6 до 12 лет, таков закон природы, обусловленный развитием передних долей коры головного мозга. А передние доли мозга отвечают за «внутренний план действий» - способность действовать в уме.
Если Вы хотите чтобы ваш ребенок был креативным, психологический устойчивым, успешным в реализации своих идей, то Вам надо обучать его шахматной стратегии с раннего возраста (от 6 лет). Мы предлагаем Вам многоступенчатую, непрерывно развивающую программу обучения детей тактике и стратегий игры в шахматы.